Главная Статьи Современное состояние мирового и российского комбайностроения
Статьи
23.05.2014

Современное состояние мирового и российского комбайностроения

Зерноуборочный комбайн является одной из самых востребованных сельскохозяйственных машин. Ведь практически во всех климатических зонах мира, пригодных для земледелия, в большем или меньшем объёме обязательно присутствует производство зерна. Зерно является основой аграрной экономики, поскольку кроме получения хлебопродуктов, круп и других продуктов питания для человека, оно обеспечивает большую часть рациона кормления и для многих сельскохозяйственных животных.

В связи с этим, зерноуборочные комбайны производятся в настоящее время во многих странах мира. При этом комбайностроение, как правило, тяготеет к зонам производства зерна. Поэтому среди лидеров такие страны, как США, Канада, Россия, Аргентина, Бразилия, Польша и Италия. В ряде стран комбайностроение сориентировано, в значительной степени, на экспорт продукции. Это, прежде всего, Германия и Италия, имеющие не пропорционально большой (по сравнению с объёмом зернового производства) выпуск зерноуборочных комбайнов. По преимуществу на экспорт сориентировано комбайностроение также в Финляндии, Дании и Белоруссии.

Специфика сельского хозяйства Японии и Китая, заключающаяся в малоземелье, вынуждает местных комбайностроителей выпускать малопроизводительные машины, не имеющие перспективы на рынках большинства стран с развитым зерновым производством, в том числе и в России. Что касается комбайнов других стран, то практически все марки серийно выпускаемых машин присутствуют на российском рынке, а многие из них уже имеют многолетнюю историю работы на полях России.

В последние годы и российские комбайностроители вновь включились в борьбу за свою нишу на мировом рынке зерноуборочных комбайнов. Так, например, компания Ростсельмаш, производящая 2/3 российских комбайнов, занимает 17% мирового рынка и 65% рынка России и стран СНГ. По итогам 2006-2007 сельскохозяйственного года Ростсельмаш отправил на экспорт 38% своей продукции (около 2000 комбайнов). Более половины объёма экспорта российских комбайнов традиционно приходится на Казахстан. Затем следуют Украина и Узбекистан. Мелкие партии машин удаётся продать в Болгарию, Монголию, Азербайджан, Туркмению и другие страны СНГ и Восточной Европы. Пять комбайнов марки «Vector» отправлены в 2007 году даже потребителям в Канаду.

Второй по величине российский комбайновый завод находится в Красноярске. Его комбайны марки «Енисей» востребованы в зонах, где присутствует большая вероятность неблагоприятных погодных условий в период уборки и низкая или средняя урожайность зерновых. В связи с этим, у него стабильные позиции в восточных регионах России и в Казахстане. Дилерские центры фирмы открыты также в Украине и в Латвии, а в Орле организовано сборочное производство.

Таганрогский комбайновый завод предложил рынку модель «КЗС-З», рассчитанную на мелкого товаропроизводителя. Объём этой рыночной ниши в условиях России оказался не достаточным для нормального функционирования производства и завод, по сути, постепенно трансформируется в автосборочное предприятие. Аналогичная проблема характерна и для Тульского комбайнового завода, пытавшегося освоить практически ту же рыночную нишу за счёт предложения потребителям дешёвого прицепного комбайна.

Одним из наиболее эффективных способов конкурентной борьбы в сельхозмашиностроении является создание филиалов, осуществляющих сборку продукции, вблизи наиболее перспективных рынков её сбыта. В этой связи следует отметить выход на российский рынок с зерноуборочным комбайном «КЗС-1218» (через посредство завода «Брянсксельмаш») белорусского объединения «Гомсельмаш». В 2007 году в Брянске выпущена первая партия из 30 комбайнов. В дальнейшем планируется довести годовой выпуск до 250 машин. Следует отметить, что на территории России открыли или намереваются открыть свои филиалы несколько зарубежных фирм. В частности, сборочные производства уже функционируют в Краснодарском крае и Оренбургской области.

Поглощения, слияния и открытие филиалов происходит и в других странах мира. При этом чётко прослеживается техническая и финансовая экспансия лидеров мирового комбайностроения. Так, например, фирма «New Holland» добилась контроля над польским комбайностроением. Фирма «Massey Ferguson» производит свои комбайны не только в Северной Америке, но и в Бразилии, Италии, Дании. Комбайн «Лида-1300» по лицензии немецкой фирмы «Case» выпускает белорусский завод «Лидагропроммаш» (г. Лида, Гроднен ской области). В городе Павлоград (Украина) из комплектующих, поставляемых немецкой фирмой «Claas», производится сборка комбайнов «Днипро», являющихся точной копией её комбайна «Mega».

В условиях жёсткой конкуренции даже крупным фирмам, обладающим сетью филиалов во многих странах, всё труднее продвигать свою продукцию на рынках. В связи с этим происходит создание финансово- промышленных групп, объединяющих по нескольку крупных произво-дителей комбайнов, названия которых являются устойчивыми «брендами». Так, например, группа «Agrotecnica» объединяет всемирно известные фирмы «Case» и «New Holland». Группа «Agro Gmbb> продвигает на рынках продукцию фирм «Massey Ferguson», «Caterpillar» (комбайны марки «Challenger») и «Fendt». Сборочные производства многочисленных предприятий группы разбросаны по всему миру, а головной офис находится в городе Дулут, штат Миннесота (США). Накапливается опыт совместного производства и продвижения продукции на рынках у российской компании Ростсельмаш и финской фирмы «Sampo Rosenlew». Таким образом, комбайностроение давно уже превратилось в транснациональный бизнес.

Объединения, слияния и поглощения одних фирм другими оказывают существенное влияние на техническую политику в комбайностроении. Во-первых, конструкции комбайнов, в значительной степени, унифицируются. Так,, например, в большинстве современных комбайнов выгрузка зерна из бункера осуществляется по трёхступенчатой схеме (горизонтальный шнек + вертикальный шнек + горизонтальный или наклонный шнек). Это обусловлено тем, что на отвозке зерна от комбайна всё чаще используются большегрузные автомобили и прицепы с высокими бортами.

Во-вторых, происходит унификация комбайнов по комплектующим изделиям. Так, например, компания Ростсельмаш работает с более чем 500 поставщиками. В связи с переходом на выпуск новых моделей комбайнов, значительную часть из них составляют ведущие в мире производители комплектующих. Так, например, двигатель поставляет английская фирма «Cummins», гидрораспределитель и мост ведущих колёс — немецкая фирма «СИ», редуктор — немецкая фирма «Walterscheid», приводные ремни — немецкая фирма «Optibelt», насос-дозатор — датская фирма «Sauer Danfoss», планетарный редуктор привода ножа и сам нож — немецкая фирма «Schumacher» и т.д.

Отчасти такое разделение труда оправдано высоким качеством продукции зарубежных поставщиков. Действительно, планетарный привод ножа лучше, чем механизм качающейся шайбы. Что касается двигателя, то предпочтения, отданные английской продукции, обусловлены не только её техническим совершенством, но и политикой борьбы Евросоюза за сохранение рабочих мест. В связи с этим, комбайну с российским двигателем «ЯМЗ-2Э6БК» дорога на европейские рынки закрыта неоправданно жёсткими требованиями по токсичности выхлопа. Такой откровенный протекционизм сводит конкурентную борьбу в комбайностроении к конкуренции издержек штамповочного, сварочного и сборочного производств, дилерской сети и форм государственной поддержки по кредиту и лизингу.

В рамках международного разделения труда в комбайностроении следует упомянуть фирмы, производящие жатки, в том числе валковые. На постсоветском пространстве крупнейшим производителем валковых жаток был и остаётся завод в Бердянске (Украина). В Северной Америке на этом специализируется канадская фирма «MacDon». Ряд фирм специализируется на производстве адаптеров и дополнительных приспособлений к зерноуборочным комбайнам доя уборки кукурузы, рапса, подсолнечника.

Одним из условий выживания в конкурентной борьбе в сельхозмашиностроении является ориентация на многопрофильность предприятия. В связи с этим, многие зарубежные фирмы предлагают потребителю широкий спектр сельскохозяйственной техники: от тракторов и сеялок, до зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Аналогичной стратегии придерживается менеджмент компании Ростсельмаш. Наряду с освоением выпуска кормоуборочного комбайна «Дон-680» планируется расширил» ассортимент продукции за счёт тракторов. С этой целью приобретён тракторный завод в Канаде. Таким образом, компания Ростсельмаш становится классической транснациональной корпорацией, то есть, не исключено, что со временем она сможет войти в одну «весовую категорию» с такими лидерами мирового сельхозмашиностроения, как «John Deere» или «Claas».

Реальные шансы на расширение своей рыночной ниши имеет также объединение заводов «Гомсельмаш» и «Брянсксельмаш», поскольку реальных конкурентов по стоимости комбайнов с пропускной способностью более 12 кг/с у них на российском рынке пока нет. Кроме того, «Гомсельмаш» традиционно является лидером на постсоветском пространстве по выпуску кормоуборочной техники, сборка которой также начата и на заводе «Брянсксельмаш».

В.Н. Ожерельев СОВРЕМЕННЫЕ ЗЕРНОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫ

перейти в раздел Статьи



Доставка сельхозтехники и запасных частей, оросительных систем, насосов во все города России (быстрой почтой и транспортными компаниями), так же через дилерскую сеть: Москва, Владимир, Санкт-Петербург, Саранск, Калуга, Белгород, Брянск, Орел, Курск, Тамбов, Новосибирск, Челябинск, Томск, Омск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уфа, Казань, Самара, Пермь, Хабаровск, Волгоград, Иркутск, Красноярск, Новокузнецк, Липецк, Башкирия, Ставрополь, Воронеж, Тюмень, Саратов, Уфа, Татарстан, Оренбург, Краснодар, Кемерово, Тольятти, Рязань, Ижевск, Пенза, Ульяновск, Набережные Челны, Ярославль, Астрахань, Барнаул, Владивосток, Грозный (Чечня), Тула, Крым, Севастополь, Симферополь, в страны СНГ: Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан, Ташкент, Азербайджан, Таджикистан.
Наш сайт не является публичнойофертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ., а носит исключительно информационный характер. Для получения точной информации о наличии и стоимости товара, пожалуйста, обращайтесь по нашим телефонам. В случае копирования, использования любого материала находящегося на сайте www.zhatki.ru, активная ссылка обязательна, в случае печати – печатная ссылка. Копирование структуры сайта, идей или элементов дизайна сайта строго запрещено.

Права на все торговые марки, изображения и материалы, представленные на сайте, принадлежат их владельцам.
Мы предлагаем:

Во исполнение требований Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. Все персональные данные, полученные на этом сайте, не хранятся, не передаются третьим лицам, и используются только для отправки товара и исполнения заявки, полученной от покупателя. Все, лица, заполнившие форму заявки, подтверждают свое согласие на использование таких персональных данных, как имя, и телефон, указанные ими в форме заявки, для обработки и отправки заказа.
Хранение персональных данных не производится.

Тип машины *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Производитель *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Год выпуска *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Наработка

Ваше имя *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Ваш телефон *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Ваша электронная почта